Кратко о проекте

Не всегда для хорошего кейса нужен запрос от клиента. Мы внутри компании давно хотели сделать свой продукт, поэтому запустили студийный стартап.

Направление выбрали после того, как арт директор и тех директор сходили на кроссфит и захотели всё автоматизировать.

Процесс работы

Весь жизненный цикл проекта мы разбили на несколько крупных отрезков:

  1. Продумали прототип первой версии
  2. Нарисовали крутой дизайн
  3. Приступили к разработке
  4. Выпустили первую версию приложения
  5. Развивали продукт

Поехали 

Продумали прототип первой версии

План простой: сделать приложение и проверить его на реальных спортсменах. Посмотрели подобный зарубежный сервис BTWB. У него ужасный интерфейс, но другой альтернативы для любителей кроссфита нет. Так как мы сами занимались в зале, то определили функции, исходя из собственных предпочтений. Мы выбрали хорошие и полезные функции неосознанно, но не учли, что они требуют больших затрат на разработку и не продумали, смогут ли они приносить деньги проекту.

«Здесь произошла первая ошибка. Вместо того, чтобы спросить у будущих пользователей, какие функции в приложении для них важны, мы определили функции, исходя из собственных предпочтений».
Дмитрий Кивенко
Арт-директор

Если отмотать время назад и начать работу над приложением с нуля, то мы бы начали по-другому:

  1. Взяли полноценные интервью и задали правильные вопросы целевой аудитории.
  2. Определили список функций.
  3. Определили какие функции будут приносить деньги.
  4. Скорректировали список функций первой версии продукта.

Нарисовали крутой дизайн

Особенность тренировок в кроссфите можно свести к двум правилами. 1) Кроссфит — это всегда соревнование с самим собой и коллегами по залу. 2) В кроссфите важно фиксировать все результаты, чтобы отслеживать рост. Мы хотели эти два правила учесть при создании приложения.

Как это выглядело раньше

Раньше клиенты писали результаты ВКонтакте под каждой тренировкой, а вперемешку с цифрами писали свои эмоции. Это было похоже на форум или чат. По некоторым комплексам упражнений тренера вели записи на доске в клубе. Это неудобно, потому что данные обновлялись редко, нигде не фиксировались, их невозможно было проанализировать.

Доска в спортзале, слева задание, справа результаты

Решение

Мы придумали такую структуру сервиса, которая бы позволила пользователям удовлетворить все потребности. Разработали интерактивный прототип и встретились с двумя тренерами. Показали им, как будет работать сервис, уже на телефоне можно было открыть, нажимать кнопки. После такого совместного просмотра, сразу видно нелогичные моменты, поэтому мы внесли небольшие правки.

Схема первой версии приложения. Интерактивный прототип к сожалению не сохранили.

Дизайн и функционал

Проанализировали отрасль, посмотрели как оформляют свои залы клубы из разных городов и стран. Многие залы сочетают черный с красным, желтым, оранжевым и т. д. Наша задача была запустить сервис в узком сегменте, где дизайн будет казаться чем-то родным и знакомым. Поэтому остановились на сочетании черного и яркого цвета — это агрессивно и подходит под характер тренировок кроссфитом.

Фотографии для приложения предоставил клуб «Антифитнес», в нем мы тренировались и начинали запуск сервиса

Приступили к разработке

Мы работаем с кроссплатформенными технологиями. Чтобы проще исправлять баги, быстрее и удобнее вести разработку, у нас работает один код для платформ iOS и Android. Нам не надо поддерживать два независимых приложения. Для стартапа это лучшее решение, которое позволяет быстро выпустить 2—3 приложения (OS, Android и Windows).

Если грубо описать функционал, то можно выделить два направления: хранение результатов тренировок и формирование лидербордов после каждого занятия.

Хранение результатов

Все навыки, которые спортсмен развивает в кроссфите, разделены на группы. По каждому навыку он фиксирует результат. Можно посмотреть, как изменялись достижения за все время.

«Хранение результатов — важная функция приложения. Когда вы не можете определиться, какой вес установить на штангу, достаточно посмотреть в приложении прошлый результат. Такой подход мотивирует улучшать показатели и ставить или достигать цели».
Роман Гречин
Консультант проекта

Формирование лидерборда

Разработали уникальный алгоритм, который, учитывая подготовку, уровень и качество отчетов спортсменов, разделяет их по группам. Так формируется справедливый список лидеров, учитывающий разные параметры в разных единицах измерения.

«За все время работы приложением пользовались 2 900 человек и мы получили только 20 обращений о багах. В основном замечания к интерфейсу и то на не популярных моделях телефонов. Не было ни одной претензии, что приложение не работает.»
Андрей Шишкин
Технический директор

Выпустили первую версию приложения

В конце января 2017 года выпустили первую версию приложения. Для тестирования пригласили 25 человек — знакомые спортсмены и тренеры. А 14 февраля уже дали открытый доступ для регистрации в приложении клиентам дружественного спортклуба.

Основатель Linkedin Рейд Хоффман говорит: «Если тебе не мучительно стыдно за первую версию своего продукта, значит ты вышел на рынок слишком поздно».

Нам было мучительно стыдно за первую версию 

Здравый смысл в разработке на примере одной функции

В первой версии приложения мы реализовали элемент UI, из-за которого пользователям стало неудобно удалять и редактировать данные.

Нам посыпались письма с вопросами и жалобами.

Пришлось рассылать пользователям инструкции, как правильно пользоваться функцией. В итоге мы придумали, как лучше изменить интерфейс, чтобы пользователям стало удобнее редактировать данные. Приложение обновили за три дня и на Android, и на IOS.

Первый вариант

Свайпом влево открывалось дополнительное меню. Но никто не понял, как этим пользоваться.

 

Второй вариант

Переделали. Достаточно нажать на свой результат, чтобы открылось меню.
«Мы не знали в каком виде надо публиковать первую версию, но поступили верно. Перестали бесконечно улучшать приложение и дали возможность реальным пользователям его скачать. Данный подход недопустим в некоторых b2b приложениях, особенно завязанных на бизнес-процессах. В остальных случаях, чем скорее выпускаете продукт на рынок, тем быстрее можно проанализировать результаты».
Дмитрий Кивенко
Арт-директор

Планировали, что опубликуем приложение за 6 месяцев. Но в итоге сдвинули сроки на два месяца. Затянули, потому что недооценили сложность некоторых функций на старте. Если бы мы поговорили с будущей аудиторией приложения до разработки прототипа, эти функции вполне возможно мы бы и не делали.

Если вы увлекаетесь кроссфитом, то попробуйте CrossLife  download.crosslife.me

Публикация приложения — это не конец, а начало работы

Если проект клиентский, то после публикации есть два пути. Либо мы прощаемся с клиентом и он дальше занимается сам своим продуктом, либо мы продолжаем дорабатывать или обслуживать продукт.

В этот раз мы сами встали на место наших клиентов. Нам пришлось решать новые задачи, о которых мы до этого знали лишь в теории: привлечение инвестиций, постоянная связь с аудиторией, реагирование на изменения у конкурентов, техническая поддержка аудитории, развитие проекта, вынужденные повороты в стратегии и т. д.

Чтобы продуктивнее делать приложение, мы решили прокачать бизнес навыки и подали заявку в ФРИИ. В фонде сразу определили ряд стратегических ошибок заложенных в наш проект и пригласили на обучение в заочный акселератор в Санкт-Петербурге. Нам назначили наставника — Николай Страх, коллега по ит-бизнесу.

Акселератор — это такая еженедельная встреча с наставником. Обсуждали поставленные задачи, говорили, что сделали, каких результатов достигли, что помешало нам достигать нужных результатов. Раз в две недели собирались очно с питерскими стартаперами, где докладывали о работе, о тестируемых гипотезах и о планах на следующие две недели. В итоге с мая по август 2017 года мы сильно прокачали свои навыки, и с тех пор смотрим совсем иначе на продукты с которыми к нам приходят клиенты.

 

Дмитрий рассказывает о «Кросслайфе» на Startup Day

Раскрутка приложения и работа с партнерами

Чтобы привлечь новую аудиторию и заодно заработать, мы проводили в соц. сетях онлайн-соревнования.

Как это происходило: мы анонсировали соревнование → нам платили взносы → мы проводили соревнование онлайн → участники выкладывали отчеты в Инстаграм → мы смотрели видео отчеты → судья объявлял победителей → мы отправляли призы почтой.

Чтобы раскрутить приложение и заручиться поддержкой крутых брендов, мы пробовали с ними партнериться, например, с известными в среде кроссфита брендами: Yousteel, Moretan, CyberMass, Boombbar. Они спонсировали нас призами для победителей соревнований, а мы рекламировали их.

Чему мы научились на своем продукте

Формулировать и тестировать гипотезы

Мы формулировали 5—10 гипотез и выбирали из них наиболее интересные. По каждой гипотезе обсуждали: как оценивать успех или провал, что считать успехом и провалом, какие цифры планируем получить, как реализовывать план. Далее определяли длину спринта, например, проверять 1—2 гипотезы в неделю.

Задавать правильные вопросы целевой аудитории

Чтобы получить максимально репрезентативный ответ, важно задавать правильные вопросы ЦА о продукте. Например, как вы записываете результаты тренировок, что вас не устраивает в этом процессе, чем вы пользовались для записи тренировок и т. п. Мы общались с ребятами в раздевалках клуба, ездили на встречи с директорами клубов, брали у них интервью о пользе приложения для клуба, влиянии на лояльность клиентов и т. д.

Работать по принципам customer development

Гипотезы формулируются на основе представления о том, что нужно платящей аудитории. А чтобы сформулировать гипотезы, нужно задавать правильные вопросы и собирать качественную обратную связь.

Определять рынок продукта и строить финансовую модель

Не обязательно заказывать дорогое финансовое исследование. В интернете полно доступной информации о финансовых отчетах и объеме рынка, где работает ваш продукт. Например, рынок фитнеса делится на йогу, тренажерные залы, кроссфит и т. д. Мы выделяем объем всего фитнес рынка в рублях в год, определяем объем нужного сегмента и прикидываем на какую долю рынка претендуем, если все пойдет по позитивному сценарию.

Работать со статистикой и основными показателями продукта

Нужно отслеживать развитие продукта по ряду показателей: ежедневная аудитория DAU, ежемесячная аудитория MAU, различные конверсии, срок жизни пользователя, периодичность покупок, из обычных пользователей в платящие. Пока пользователей и продаж мало, эти цифры кажутся бесполезными. Но лучше сразу учиться их считать, в будущем пригодится.

Что у нас есть год спустя

  1. Рабочее приложение. У студии есть свой проект, пусть и финансово не прибыльный.
  2. Уникальный опыт. Прошли все циклы жизни продукта, от идеи на бумаге, до реализации и общения с реальными пользователями.
  3. Полезные навыки. Теперь мы умеем оценивать проекты с точки зрения финансовой эффективности.
  4. Большая продажа. Функционал приложения осенью 2018 года мы продали в МТС.
«Мы учимся чему-то новому не на клиентских проектах, а на своих собственных. С точки зрения качества нашей экспертизы это удобнее для клиентов».
Дмитрий Кивенко
Арт-директор

Финальные цифры по проекту

2900
пользователей скачали приложение
1200
подписчиков в соц. сетях
500
человек из России и СНГ приняли участие в онлайн соревнованиях
149 400 ₽
Выручили на онлайн-соревнованиях

Команда и технологии

    • Дмитрий Кивенко, дизайн
    • Андрей Шишкин, разработка
Кроссплатформенное приложение на Ionic framework
Система управления приложением на Laravel

 

Нанять нашу команду
Заявку рассмотрит Дмитрий Кивенко, руководитель проекта Crosslife

+7 (812) 424-39-42 С понедельника по пятницу в рабочее время

info@dpromo.su В любое время

Смотрите также
Корпоративное мобильное приложение

Сильные духом - это онлайн тренинг для сотрудников МТС. Результат 3-х месяцев тренировок - реальные соревнования, на которые приезжают лучшие участники тренинга.

Концепт корпоративного мобильного приложения

Расширяет коммуникации между сотрудниками, включает сотрудников в жизнь банка, делится ценностями, информирует о планах компании.

Разработка интернет-магазина MOXA

Сделать из информационного сайта полноценный интернет магазин, при этом сохранить фирменный стиль бренда, не затеряться среди конкурентов и не потерять место в поисковой выдаче.

Интернет-магазины для Ниеншанц-Автоматики

Помочь мультибрендовой компании, которая работает оффлайн, выйти на онлайн-рынок, при этом создать сайты для 20 партнеров и без «травм» совместить ЮМИ с 1С, с которым работает офис компании.

Ответ в течение 1-го дня
Поле заполнено неверно
Поле заполнено неверно
Ответ в течение 1-го дня
Поле заполнено неверно
Ответ в течение 1-го дня

Все кейсы

Разработка интернет-магазина MOXA

МТС — Сильные Духом

Интернет-магазин Ниеншанц-Автоматика

Crosslife — студийный стартап

Приложение для обучения ортодонтов

Личный кабинет интернет магазина

Приложение для Сбербанк

Мобильное приложение для форума

Сайт компании SeaData

ECA Service

Концерн «Питер»

Transit Media Group

Интернет-магазин Hamilton

ClubTurbo — tuning shop

Приложение для конференции

Ответ в течение 1-го дня
Поле заполнено неверно
Ответ в течение 1-го дня
Поле заполнено неверно