Цель
Повысить продажи через интернет-магазин. Подготовить платформу для запуска розничного направления и прочих улучшений онлайн-продаж.
Задачи
- Разобраться в логике работы старого интернет-магазина;
- Создать новый дизайн сайта n-l-e.ru;
- Отразить бизнес-процессы из 1С на сайте; Создать веб-сервис для обмена данными между сайтом компании и 1С.
- Перенести бизнес-логику старого сайта на новый движок;
- Отладить работу нового сайта и обеспечить беспроблемный переход на него;
- Запустить первую версию нового сайта в несдвигаемый срок;
NLE – дистрибьютор для профессионалов. Компания продает спутниковое и телевизионное оборудование, сопутствующие товары. Оптовые склады компании открыты в 58 городах России.
Шаг 1: договориться о выходе из тупика
Первое обращение NLE было запросом на техподдержку.
Мы пришли и увидели ситуацию:
- Имеющийся сайт работает на старом самописном движке
- Предыдущие подрядчики не смогли построить работу по развитию и бросили проект
- Своими силами дорабатывать сайт клиент не может
- Сторонние разработчики за такой проект не возьмуться
- На имеющемся сайте завязано слишком много бизнес-процессов, “просто так” его заменить нельзя
Решение: переехать на новую платформу (новый дизайн и система управления)
В качестве новой системы управления мы выбрали Битрикс.
Срок разработки новой платформы: 7 месяцев, ко дню рождения компании.
Мы выстроили всю работу, отталкиваясь от фиксированной даты завершения. Клиент согласился как можно быстрее запустить первую версию, а уже потом вносить необходимые доработки.
Шаг 2: зафиксировать текущее состояние
Мы договорились с заказчиком: на новую платформу переезжаем в “зафиксированном” состоянии. Это значит, что мы переносим все интеграции и логику работы из старого интернет-магазина в новый.
Мы провели глубокий анализ проекта. Изучили, старые ТЗ и документы. Провели несколько встреч с командой на стороне клиента.
Зафиксировали всю имеющуюся информацию:
- согласовали с клиентом логику работы на прототипах
- согласовали с клиентом описание будущей системы и ТЗ
Цитата:
60% необходимых знаний вы получаете за первые 40% срока, запланированного для проекта, к этому моменту проект выполнен на 25%. Начальство или заказчик может сказать следующее: «Вы потратили 40% времени, а сделали 25% проекта. Дело плохо».
Из книги Джо Мараско «IT-проекты: фронтовые очерки». Джо — один из руководителей компании Rational Software, где придумали UML. (цитата взята из канала https://t.me/frenchpress)
Шаг 3: создать новый дизайн
Нашей главной задачей было сделать максимально простой и понятный пользователю интерфейс.
Шаг 4: разработать основной функционал
Под разработку интернет-магазина мы выделили команду: фуллстек-программист, верстальщик, тимлид разработки, менеджер проекта.
Из интересного и сложного функционала:
- Сделали интеграцию 1С с помощью веб-сервисов;
- Реализовали синхронизацию различных сущностей из 1С с помощью протокола SOAP;
- Создали кастомное оформление заказа в 1С Битрикс;
- Реализовали объект "Комплекты" с выбором состава.
На больших проектах самое главное — не прекращать движение вперед.
Но без проблем не обошлось. Предыдущий сайт был настолько старый, что логику работы некоторых функций не мог вспомнить даже клиент. Например, логику начисления баллов получилось корректно запрограммировать только с пятого раза.
Мы были готовы к подобному и справились с задачей.
Шаг 5: отбросить часть функций, чтобы запуститься в срок
При переносе сайта на новую CMS невозможно автоматически сохранить всю функциональность старого сайта. Мы смогли договориться с клиентом о небольшом “флексе” — отказе от части функций ради сохранения сроков.
“Флекс” — не наша прихоть, а рабочий инструмент на проекте. Гибкий функционал гарантирует результат в точно обозначенный срок (и стоимость).
“Под нож” пошли несколько сложных и специфичных функций, которыми редко пользовались клиенты интернет-магазина. Мы сделали часть этих функций уже после запуска. Другую часть отложенных функций решили не внедрять.
Шаг 6: протестировать и опубликоваться
Мы потратили 5 недель на тестирование, после чего осторожно начали переезжать со старого сайта на новый. Этот процесс достаточно сложный и у него много рисков, но у нас получилось сделать переезд практически бесшовным: обычный пользователь не заметил никаких багов и технических проблем.
Шаг 7: перейти к развитию
NLE - большая корпорация с устоявшимися процессами, но мы предложили сотрудничать по методике Time&Material. Клиент согласился, а руководство предоставило своему отделу маркетинга практически полную свободу действий в рамках установленного бюджета. Это было необычно для компании с жесткими регламентами, но в итоге такой подход оправдал себя.